1. Значимость:
Транспортная инфраструктура Уральского федерального округа является самым «узким местом», барьером развития экономики северных территорий. Наименее развита транспортная система в Ямало-Ненецком автономном округе. Столица округа – город Салехард, не имеет круглогодичного сухопутного транспортного сообщения. Существующая железнодорожная инфраструктура представлена двумя несвязанными между собой участками общей протяженностью 1390 км. Более половины этих путей – это объекты незавершенного строительства, осуществлявшегося в период 1978-1985 гг, с ограниченной пропускной способностью.
Формирование железнодорожной магистрали «Северный широтный ход» позволит:
- Обеспечить комплексное экономическое развитие ЯНАО, обеспечить рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, повысить мобильность жителей региона.
- Создать инфраструктуру, необходимую для освоения газоконденсатных и нефтяных месторождений и обеспечивающую транспортировку добываемых природных ресурсов, в т.ч. сжиженного природного газа и прочих грузов ЯНАО.
- Сократить путь следования грузов на 200-730 км, ускорить оборачиваемость грузов и тары (вагонов-цистерн) у грузоотправителей.
- Создать инфраструктуру, которая в перспективе будет являться важной составляющей развития танкерного флота, освоения ресурсов Арктики и закрепления России как ведущей арктической державы.
- Создать новые рабочие места как на самой железной дороге (прямой прирост около 700 человек), так и в обслуживающих отраслях.
Железнодорожная магистраль «Северный широтный ход» должна будет соединить Северную железную дорогу ОАО «РЖД» в районе станции Обская со Свердловской железной дорогой ОАО «РЖД» в районе станции Коротчаево, обеспечив транспортную доступность северных территорий Ямало-Ненецкого автономного округа, а в перспективе выход к Северному морскому пути через строящийся на п-ове Ямал порт Сабетта.
Проект будет способствовать развитию Северного морского пути, освоению шельфа Баренцева и Карского морей, реализации стратегической программы развития Арктической зоны России.
2. Резюме проекта
Изначально, в соответствии с подпрограммой «Железнодорожный транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015)», транспортный блок инвестиционного проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» предусматривал реализацию следующего комплекса мероприятий:
— строительство ж/д «Салехард – Надым»;
— строительство ж/д «Полуночная – Обская – Салехард»;
— строительство мостового перехода через р.Обь в районе г.Салехарда.
После решения Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, от 17 ноября 2007 года об одобрении проекта и выделении средств из ИФ на финансирование, в Главгосэкспертизе была разработана и согласована соответствующая проектная документация. А в соответствии с межрегиональной программой «Сотрудничество» разработана и согласована в Главгосэкспертизе проектная документация на мостовой переход через р. Надым.
Однако, в результате проведенных геологоразведочных работ на территории Северного, Приполярного и Полярного Урала, прогнозные объемы полезных ископаемых, которые должны были дополнить грузовую базу на участке «Полуночное – Обская», подтверждены не были и финансирование «Комплексного плана по развитию минерально-сырьевой базы «Урал Промышленный – Урал Полярный» на 2010-2015гг» было приостановлено.
Таким образом, в целях оптимизации расходования средств федерального бюджета при учете отсутствия инвестиционной составляющей в тарифы на грузовые железнодорожные перевозки и отсутствия источника финансирования строительства железнодорожной линии «Полуночная – Обская – Салехард», выработан вариант реализации мероприятий, без учета строительства железнодорожной линии «Полуночная – Обская – Салехард» с образованием Северного широтного хода (Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой — Коротчаево).
В 2011 году Корпорация приступила к строительству приоритетного и самого масштабного проекта своего инвестиционного портфеля – железнодорожной магистрали «Северный широтный ход».
В целях обеспечения строительства и последующей эксплуатации Северного широтного хода в конце 2010 года была создана Специальная проектная компания (СПК) на базе существующего ОАО «Ямальская железнодорожная компания», с возложением на нее основных обязанностей заинтересованных сторон по организации и синхронизации строительства (достройки) железнодорожных объектов, а также по оптимизации расходования финансовых средств.
Акционерами СПК стали АО «Корпорация Развития», ОАО «РЖД» и ОАО «Газпром». Кроме того, в осуществлении Проекта принимают участие Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа и Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) Минтранса России.
Между всеми участниками Проекта, а также с участием полномочного представителя Президента РФ в УрФО в ноябре 2010 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве.
3. Характеристики проекта:
Длина, км |
15,0 |
22,8 |
2,4 |
13,9 |
354,6 |
1,3 |
110,0 |
113,0 |
74,0 |
Участник и источник финансирования |
ОАО «Газпром» |
ФАЖТ |
ФАЖТ, ЯНАО |
ФАЖТ |
ОАО «ЯЖДК» |
АО «Корпорация Развития» |
ОАО «Газпром» |
ОАО «РЖД» |
ОАО «РЖД» |
Состав проекта: ж/д магистраль, общей протяженностью 707 км, включает в себя как строительство новых железнодорожных путей и инфраструктуры, так и реконструкцию существующих железнодорожных путей и объектов, в том числе:
- реконструкция (усиление/достройка на основе разработанной проектной документации) ст. Обская-2;
- строительство железнодорожного участка от ст. Обская-2 – Салехард (исключая мост через р. Обь);
- строительство мостового перехода через р. Обь;
- строительство железнодорожной линии «Салехард – Надым (Хорей)»;
- строительство мостового перехода через р. Надым;
- реконструкция (усиление/достройка на основе разработанной проектной документации) железнодорожного участка «Надым (Хорей) – Пангоды»;
- реконструкция (усиление/достройка на основе разработанной проектной документации) железнодорожного участка «Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево».
Участники проекта:
- АО «Корпорация Развития»
- ОАО «РЖД»
- ОАО «Газпром»
- Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа
- Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) Минтранса России
Источники финансирования: уточняется
Услуги по техническому надзору за строительством моста через реку Надым и технической экспертизе рабочей документации железнодорожной линии «Салехард-Надым» оказывает германская компания DB International GmbH.
Сроки строительства: начало строительства: сентябрь 2011 года. Учитывая перенос сроков ФЦП на 2017г., срок завершения строительства не определен.