1. Значимость:
Транспортная инфраструктура Уральского федерального округа является самым «узким местом», барьером развития экономики северных территорий. Наименее развита транспортная система в Ямало-Ненецком автономном округе. Столица округа – город Салехард, не имеет круглогодичного сухопутного транспортного сообщения. Существующая железнодорожная инфраструктура представлена двумя несвязанными между собой участками общей протяженностью 1390 км. Более половины этих путей – это объекты незавершенного строительства, осуществлявшегося в период 1978-1985 гг, с ограниченной пропускной способностью.
Формирование железнодорожной магистрали «Северный широтный ход» позволит:
Железнодорожная магистраль «Северный широтный ход» должна будет соединить Северную железную дорогу ОАО «РЖД» в районе станции Обская со Свердловской железной дорогой ОАО «РЖД» в районе станции Коротчаево, обеспечив транспортную доступность северных территорий Ямало-Ненецкого автономного округа, а в перспективе выход к Северному морскому пути через строящийся на п-ове Ямал порт Сабетта.
Проект будет способствовать развитию Северного морского пути, освоению шельфа Баренцева и Карского морей, реализации стратегической программы развития Арктической зоны России.
2. Резюме проекта
Изначально, в соответствии с подпрограммой «Железнодорожный транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015)», транспортный блок инвестиционного проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» предусматривал реализацию следующего комплекса мероприятий:
— строительство ж/д «Салехард – Надым»;
— строительство ж/д «Полуночная – Обская – Салехард»;
— строительство мостового перехода через р.Обь в районе г.Салехарда.
После решения Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, от 17 ноября 2007 года об одобрении проекта и выделении средств из ИФ на финансирование, в Главгосэкспертизе была разработана и согласована соответствующая проектная документация. А в соответствии с межрегиональной программой «Сотрудничество» разработана и согласована в Главгосэкспертизе проектная документация на мостовой переход через р. Надым.
Однако, в результате проведенных геологоразведочных работ на территории Северного, Приполярного и Полярного Урала, прогнозные объемы полезных ископаемых, которые должны были дополнить грузовую базу на участке «Полуночное – Обская», подтверждены не были и финансирование «Комплексного плана по развитию минерально-сырьевой базы «Урал Промышленный – Урал Полярный» на 2010-2015гг» было приостановлено.
Таким образом, в целях оптимизации расходования средств федерального бюджета при учете отсутствия инвестиционной составляющей в тарифы на грузовые железнодорожные перевозки и отсутствия источника финансирования строительства железнодорожной линии «Полуночная – Обская – Салехард», выработан вариант реализации мероприятий, без учета строительства железнодорожной линии «Полуночная – Обская – Салехард» с образованием Северного широтного хода (Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой — Коротчаево).
В 2011 году Корпорация приступила к строительству приоритетного и самого масштабного проекта своего инвестиционного портфеля – железнодорожной магистрали «Северный широтный ход».
В целях обеспечения строительства и последующей эксплуатации Северного широтного хода в конце 2010 года была создана Специальная проектная компания (СПК) на базе существующего ОАО «Ямальская железнодорожная компания», с возложением на нее основных обязанностей заинтересованных сторон по организации и синхронизации строительства (достройки) железнодорожных объектов, а также по оптимизации расходования финансовых средств.
Акционерами СПК стали АО «Корпорация Развития», ОАО «РЖД» и ОАО «Газпром». Кроме того, в осуществлении Проекта принимают участие Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа и Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) Минтранса России.
Между всеми участниками Проекта, а также с участием полномочного представителя Президента РФ в УрФО в ноябре 2010 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве.
3. Характеристики проекта:
Длина, км |
15,0 |
22,8 |
2,4 |
13,9 |
354,6 |
1,3 |
110,0 |
113,0 |
74,0 |
Участник и источник финансирования |
ОАО «Газпром» |
ФАЖТ |
ФАЖТ, ЯНАО |
ФАЖТ |
ОАО «ЯЖДК» |
АО «Корпорация Развития» |
ОАО «Газпром» |
ОАО «РЖД» |
ОАО «РЖД» |
Состав проекта: ж/д магистраль, общей протяженностью 707 км, включает в себя как строительство новых железнодорожных путей и инфраструктуры, так и реконструкцию существующих железнодорожных путей и объектов, в том числе:
Участники проекта:
Источники финансирования: уточняется
Услуги по техническому надзору за строительством моста через реку Надым и технической экспертизе рабочей документации железнодорожной линии «Салехард-Надым» оказывает германская компания DB International GmbH.
Сроки строительства: начало строительства: сентябрь 2011 года. Учитывая перенос сроков ФЦП на 2017г., срок завершения строительства не определен.
11 сентября 2011 года АО «Корпорация Развития» приступила к реализации первого этапа формирования Северного широтного хода – строительству совмещенного мостового перехода через реку Надым.
Значимость
Мостовой переход через реку Надым – важнейший участок проекта «Северный широтный ход». Совмещенный мостовой переход, включающий в себя однопутную железнодорожную линию и автомобильную дорогу, станет крупнейшим искусственным сооружением транспортной инфраструктуры в Надымском районе.
Мост является ключевым элементом региональной автомобильной дороги «Сургут – Салехард» и железнодорожной линии «Салехард – Надым – Коротчаево». Объект предназначен для перевозки грузов по железной дороге и обеспечения круглогодичной автомобильной связи между населенными пунктами, находящимися на противоположных берегах реки.
Мостовой переход через реку Надым – это:
2. Резюме проекта:
В 2010 году разработан проект строительства мостового перехода через р. Надым. В мае получено положительное заключение в Главгосэкспертизе России.
Разработана рабочая документация. В полном объёме оформлены правоустанавливающие документы на земельные участки и градостроительные планы земельных участков для строительства мостового перехода.
Сентябрь 2011 года – состоялась торжественная церемония начала строительства мостового перехода через р.Надым с участием полномочного представителя Президента РФ в УрФО, глав всех регионов Уральского федерального округа, представителей профильных федеральных министерств и ведомств, компаний РЖД, Газпром, НоваТЭК, иностранных партнеров Корпорации, включая руководство всемирно известных немецкой инжиниринговой компании DB International GmbH и чешско-испанской строительной компании OHL ZS.
3. Характеристики проекта:
Состав проекта:
12 сентября 2015 года состоялась торжественная церемония открытия моста через реку Надым – самого крупного искусственного сооружения транспортной инфраструктуры не только в Надымском районе, но и в Уральском федеральном округе. Мост включает в себя однопутную железнодорожную линию и двухполосную автомобильную дорогу. Длина моста – 1.334 километра, длина пролетного строения — 110 м. Пропускная способность – 3 000 автомобилей в сутки. Стоимость объекта – 14 млрд. руб. Реализация проекта стала возможной после решения Правительственной комиссии по инвестиционным проектам от 17 ноября 2007 года, одобрившего его финансирование.
Магистраль соединит западную и восточную части Ямало-Ненецкого автономного округа и обеспечит транспортную поддержку освоению приполярных территорий России. Уже сейчас существуют определенные договоренности с основными грузоотправителями, которые планируют осуществлять свои перевозки с использованием мостового перехода через р.Надым- 20 млн тонн газового конденсата, нефтепродуктов и других полезных ископаемых, добываемых на месторождениях Ямала, расположенных вблизи строящихся железнодорожных линий. В дальнейшем эта магистраль через порт Сабетта на полуострове Ямал будет состыкована со стратегическим для будущего нашей страны Северным морским путем и станет важнейшим транспортным элементом обеспечения национальных интересов России в Арктике.
До ввода автомобильной части моста в эксплуатацию, город Надым был связан с «большой землей» только понтонной переправой, эксплуатация которой полностью зависела от времени года и погоды. В зимний период ее заменяла снежная дорога – «зимник», а весной и осенью – лодки и вертолеты.
Участники проекта:
Автомобильная часть сдана в сентябре 2015 г.
Планируемая сдача железнодорожной части в 2016 г.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 22.04.2010 № 635-р ОАО «АК «Транснефть» осуществляет строительство магистрального нефтепровода «Заполярье – Пурпе – Самотлор» на территории Уральского федерального округа.
Сотрудничество АО «Корпорация Развития» с ОАО «АК «Транснефть» осуществляется в два этапа:
1. Значимость
Трубопроводная система «Заполярье – Пурпе – Самотлор» имеет стратегически важное значение для стабильного развития отечественной нефтепроводной инфраструктуры и экономики России в целом, она соединит с трубопроводной системой «Транснефти» богатые северные месторождения, которые в ближайшие десятилетия обеспечат стране постоянный прирост добычи нефти.
Этот маршрут придаст новую динамику развитию Ямало-Ненецкому, Ханты-Мансийскому (Югры) автономных округов и северных районов Красноярского края, где создается необходимая транспортная и социальная инфраструктура.
Корпорация в проекте выполняет одну из самых основных и значимых задач – создает необходимые условия для обеспечения максимально надежного, эффективного, экологически безопасного функционирования нефтепровода в условиях северных широт с учетом соблюдения требований охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Реализация этапов сотрудничества с «АК «Транснефть» позволит не только создать необходимую для нефтепровода инфраструктуру, но и принесет ощутимую пользу территориям УрФО.
Так, например, в декабре 2012 года Корпорацией было закончено строительство комплекса сооружений пожарного депо ЛПДС Самотлор, готового для несения службы на нефтепроводе «Пурпе – Самотлор».
Комплекс будет служить не только целям охраны самой трубопроводной системы, но и станет региональным опорным пунктом для тушения крупных пожаров. Он прекрасно подходит для использования в качестве центральной учебной базы для личного состава других пожарных подразделений региона. Его можно использовать как площадку для проведения региональных соревнований по пожарно-прикладным видам спорта.
Пожарное депо – это значительный вклад в обеспечение безопасности территориальных объектов по транспорту и хранению нефтепродуктов, добыча которых является стержневой составляющей экономики России.
При реализации этапов сотрудничества Корпорацией большое внимание уделяется строительству социально значимых объектов для нужд ОАО «АК «Транснефть».
В июне 2012 года сотрудники ОАО «Сибнефтепровод» (входит в группу организаций ОАО «АК «Транснефть») заселились в новые жилые дома, построенные Корпорацией Развития. Здания строились с применением самых передовых технологий. В жилых помещениях смонтировано современное газовое оборудование с индивидуальными котлами в каждой квартире, позволяющее устанавливать желаемую температуру отопления, что особенно важно для проживания в суровых климатических условиях Севера.
В ходе реализации второго этапа сотрудничества Корпорацией планируется ввести в эксплуатацию такие социально необходимые объекты, как детский садик и физкультурно-оздоровительный комплекс. В ближайший период Корпорация планирует построить автомобильную дорогу и полигон промышленных отходов, который будет способствовать улучшению общей экологической ситуации в регионе.
В перспективе, абсолютно всеми объектами, построенными АО «Корпорация Развития» в рамках сотрудничества с ОАО «АК «Транснефть», будут пользоваться не только сотрудники «Транснефти», они будут полезны и местному населению, проживающему в регионе, и предприятиям, расположенным на территории округа.
ТС «Пурпе-Самотлор»
2. Резюме проекта
В марте 2010 года подписано Соглашение о взаимодействии полномочного представителя Президента РФ в УрФО, администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, правительства Тюменской области, ОАО «АК «Транснефть» и Корпорации. В рамках соглашения стороны договорились о комплексном сотрудничестве по созданию инфраструктуры, необходимой для функционирования трубопроводной системы «Пурпе — Самотлор».
В целях реализации положений вышеуказанного соглашения, в мае 2010 года между ОАО «Сибнефтепровод» и Корпорацией подписано Соглашение о сотрудничестве.
3. Характеристики проекта
Состав проекта:
Объекты инфраструктуры трубопроводной системы «Пурпе – Самотлор»
Наименование объекта |
Характеристики |
Сроки |
Объекты внешнего электроснабжения | Подстанция ПС-110/10 кВ НПС «Пурпе, площадь застройки – 2 262 кв.мВысоковольтная линия ВЛ-110 кВ ПС «Тарко-Сале» — ПС НПС «Пурпе» (1, 2 цепь) общей протяженностью 33,5 кмВысоковольтная линия ВЛ-110 кВ ПС «Вынгапур» — ПС «Промежуточная НПС-2» (1, 2 цепь)общей протяженностью 22,3 км
Подстанция ПС-110/10 кВ «Промежуточная НПС-2», площадь застройки 3 245 кв.м. |
10.2010 – 07.2011 |
4 трехэтажных жилых дома в г.Губкинский, ЯНАО | 32 квартиры. Общая площадь 1 996,2 кв. м | 10.2010 – 12.2011 |
Трехэтажный жилой дом в г.Ноябрьске, ЯНАО | 54 квартиры. Общая площадь 3 126,3 кв. м | 01.2011 – 12.2011 |
Квартиры в г.Нижневартовске,ХМАО — Югра | 13 квартир в многоквартирном девятиэтажном жилом доме. Общая площадь 731,6 кв. м | .2010 – 04.2011 |
Пожарное депо ЛПДС «Самотлор», ХМАО — Югра | Закрытый гараж-стоянка на 6 автомобилей, тренировочный комплекс ГДЗС, склад пожарного оборудования и инвентаря, учебная башня. Общая площадь комплекса – 3 781,3 кв. м | 05.2011 – 09.2012 |
Участники проекта:
Заказчик строительства:
Сроки строительства:
Заполярье-Пурпе
2. Резюме проекта
В октябре 2010 года ОАО «АК «Транснефть» обратилось к полномочному представителю Президента РФ в УрФО о расширении сотрудничества в рамках существующего соглашения на реализацию второго этапа проектирования и строительства нефтепровода на участке «Заполярье — Пурпе».
В ноябре 2011 года по результатам успешного сотрудничества Корпорации и ОАО «АК «Транснефть» было принято решение о привлечении Корпорации к строительству инфраструктурных объектов нефтепровода «Заполярье — Пурпе».
В августе 2012 года подписано дополнительное соглашение № 3 к шестистороннему соглашению о взаимодействии, согласно которому Корпорация построит для нужд ОАО «Сибнефтепровод», дочерней компании ОАО «АК «Транснефть», ряд объектов инфраструктуры трубопровода «Заполярье — Пурпе». Все объекты будут располагаться на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
3. Характеристики проекта
Наименование объекта |
Характеристики |
Сроки |
Жилой фонд и объекты социальной сферы
|
|||
Строительство двух 3-х этажных жилых 48 квартирных дома (1) в пос. Коротчаево (ЯНАО) |
2699 кв. м |
3 кв. 2015 |
|
Строительство 3-х этажного жилого 48 квартирного дома (2) в пос.Коротчаево |
2699 кв. м |
3 кв. 2015 |
|
Внешние инженерные сети к жилому фонду и объектам социальной сферыпос. Коротчаево (ЯНАО) |
1 комплекс |
3 кв. 2015 |
|
Магистральные инженерные сети |
1 комплекс |
3 кв. 2015 |
|
Строительство 48 квартир в г. Новый Уренгой (ЯНАО) |
2760 кв. м |
1 кв. 2016 |
|
Детский сад в пос. Коротчаево (ЯНАО) |
7000 кв. м |
3 кв. 2016 |
|
Спортивно-оздоровительный комплекс в пос. Коротчаево (ЯНАО) |
7500 кв. м |
3 кв. 2016 |
|
Объекты экологической безопасности
|
|||
Полигон утилизации промышленных отходов п. Тазовский Тазовского района |
1 шт. |
1 кв. 2016 |
|
Строительство завода по разведению молоди рыб ценных пород в п. Тазовском Тазовского района |
1 шт. |
4 кв. 2016 |
|
Мостовые переходы
|
|||
Мостовой переход через р.Надым (ЯНАО) |
1 шт. |
4 кв. 2017 |
|
Мостовой переход через р.Пур (ЯНАО) |
1 шт. |
4 кв. 2017 |
Участники проекта:
Сроки строительства – 2013-2017 гг.
1. Значимость проекта:
ТЭС «Полярная» станет ключевым объектом обеспечения энергетической безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа.
Основная цель проекта – создание перспективы для устойчивого экономического и социального развития района Полярного Урала путем строительства крупного объекта генерации тепловой и электрической энергии в Салехардском энергоузле на основе современных и энергоэффективных технологий.
Станция позволит:
2. Резюме проекта:
В июле 2010 года Попечительский совет АО «Корпорация Развития», в состав которого входят представители регионов-акционеров компании, поручил руководству Корпорации определить место размещения, условия инвестиционного договора и технические характеристики ТЭС «Полярная».
В марте 2011 года получено распоряжение Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа «О согласовании размещения объекта энергетики на территории Ямало-Ненецкого автономного округа».
В мае того же года в ходе проведенных экологических слушаний эксперты и жители г. Салехард одобрили проект строительства ТЭС «Полярная».
В сентябре 2011 года АО «Корпорация Развития» получила положительное решение о предоставлении государственной гарантии Ямало-Ненецкого автономного округа для строительства ТЭС «Полярная».
После чего началась работа по подготовке документации. В марте 2012 года было получено положительное заключение Главгосэкспертизы по проекту строительства ТЭС «Полярная».
27 апреля 2012 года в городе Салехард состоялась торжественная церемония открытия строительства ТЭС «Полярная».
Строительство ТЭС мощностью 286 МВт было включено в программу развития электроэнергетики Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2012-2017 годов, утвержденную постановлением Правительства ЯНАО от 28 апреля 2012 г.
3. Характеристики проекта:
Проект предполагает строительство в г. Салехарде парогазовой электростанции ТЭС «Полярная» установленной электрической мощностью до 268 МВт и тепловой мощностью 64 Гкал/ч.
Состав проекта:
Проект реализуется в два этапа:
На первом этапе предполагается выполнить все строительно-монтажные работы, создать необходимые объекты недвижимости и инфраструктуры для функционирования ТЭС, установить оборудование первого пускового комплекса электрической мощностью 24,5 МВт, тепловой мощностью 64 Гкал/ч.
На этом этапе будут введены в эксплуатацию:
Электрическая и тепловая энергия будет реализовываться потребителям административного центра округа – города Салехарда.
На втором этапе планируется установить:
Выдача мощности второго этапа зависит от окончания строительства высоковольтной линии Надым – Салехард 220 кВ, по которой планируется передача электрической мощности ТЭС «Полярная» в сети ОАО «Тюменьэнерго» и выход на оптовый рынок.
Одновременно с плановыми графиками ввода станции в эксплуатацию, ОАО «Тюменьэнерго» предполагает достроить высоковольтную линию Салехард-Надым, которая призвана вывести окружную столицу из децентрализованного сектора.
В этой связи элекросетевой комплекс для выдачи мощности ТЭС «Полярная» включает в себя объекты с напряжением 35 кВ (строительство ЛЭП и расширение существующей подстанции), ЛЭП напряжением 110 кВ и 220 кВ, строительство которых сопряжено с реализацией инвестпрограммы «Тюменьэнерго».
Участники проекта:
Генеральный проектировщик – ОАО «Энерго-Строительная Корпорация «СОЮЗ».
Генеральный подрядчик – PSG Internationalea.s. (Чехия)
Проект реализуется с привлечением проектного финансирования от АО «Чешский экспортный банк».
1. Значимость:
ТЭС Харп-12 является практически единственным источником тепло- и электроснабжения потребителей н.п. Харп Приуральского района ЯНАО.
Станция построена с целью:
Автономный энергетический блок, используя природный газ, полностью обеспечивает потребность территории в электрической и тепловой энергии.
По оценкам экспертов, работа газопоршневой электростанции в п. Харп позволит не только оптимизировать электроснабжение самого поселка и г. Лабытнанги, но и даст реальную возможность снизить стоимость электроэнергии в вышеупомянутых населенных пунктах.
Последнее утверждение уже подтверждается на практике – ввод ТЭС Харп-12 в эксплуатацию на протяжении двух лет позволяет снижать тарифы на электроэнергию для потребителей.
Задача компании на ближайшую перспективу – обеспечение надежной безаварийной эксплуатации ТЭС «Харп-12» и бесперебойного снабжения пос. Харп электроэнергией и теплом, защита и утверждение в РЭК экономически обоснованных тарифов на электро- и теплоэнергию.
2. Резюме проекта
16 сентября 2004 года Департаментом строительства и архитектуры Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа было утверждено техническое задание на разработку проекта «Реконструкция теплоэлектростанции в поселке Харп ЯНАО».
В июне 2005 года началось строительство ТЭС, однако в 2006 г. оно было прекращено из-за отсутствия финансирования. К моменту замораживания строительства на ТЭС было поставлено основное оборудование и выполнены монтажные работы на 75%. Однако обязательные действия по консервации поставленного оборудования не были произведены.
До 2010 года оборудование находилось в нерабочем состоянии и хранилось в ненадлежащих условиях.
11 декабря 2008 года ТЭС «Харп-12» была передана Корпорации по договору мены государственного имущества ЯНАО в обмен на акции. Техническое состояние объектов с незавершенным строительством станции на момент передачи являлось неудовлетворительным в связи с существенными ошибками, допущенными при проектировании, строительстве и консервации.
Для завершения проекта и последующей эксплуатации имущественный комплекс станции был передан Корпорацией в уставный капитал дочерней компании ООО «Энергетическая компания «Урал Промышленный – Урал Полярный», которая выполнила комплекс строительно-монтажных и пуско-наладочных работ и после реконструкции 15 июля 2010 года запустила ТЭС в промышленную эксплуатацию.
В августе 2010 года начался отпуск электрической энергии потребителям. Отпуск тепловой энергии начался в 2011 году.
Харп-12 – это первый готовый объект, запущенный в эксплуатацию в рамках практической реализации комплексного инвестиционного проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный».
3. Характеристики проекта:
Состав проекта:
Установленная электрическая мощность станции 11 МВт.
В составе станции ТЭС «Харп-12» следующее основное оборудование:
ТЭС Харп-12 спроектирована для работы по когенерационному циклу – комбинированной выработке электрической и тепловой энергии, как наиболее эффективному решению стоящих перед станцией задач.
Участники проекта:
Заказчик-застройщик – ООО «Энерго-Газ».
Генеральный проектировщик – ЗАО «Сигма Технолоджис».
Общий объем инвестиций в реконструкцию ТЭС «Харп-12» – 113 млн рублей.
Сроки строительства: ноябрь 2008 года – июль 2010 года
Необходимость модернизации тепловых источников на территории Челябинской области назрела достаточно давно, власти региона не раз обращали внимание на ненадежность теплоснабжения, которое зависит от работы устаревших котельных, с износом оборудования до 80%.
Существующие объекты не могут обеспечить население жилищно-коммунальными услугами в полном объеме и являются убыточными. Ежегодные убытки от их эксплуатации в отопительный сезон обходились областной казне и муниципальным бюджетам в 270 млн. рублей.
Основной проблемой таких объектов является устаревшее оборудование, которое не только не позволяет снизить тарифы на тепловую энергию, но и не отвечает требованиям безопасности.
Проект Корпорации Развития предполагает замену этих объектов на современные блочно-модульные котельные, в которых используется оборудование российских и европейских производителей. Эффективность его использования составляет до 94%.
Блочно-модульные котельные имеют целый ряд преимуществ, одно из которых – возможность оперативного регулирования тепловой мощности в соответствии с погодными условиями.
Данная технология позволит обеспечить высокую степень экологической безопасности, так как в продуктах сгорания практически отсутствуют оксиды азота.
Но основным преимуществом станет снижение себестоимости выработанной тепловой энергии за счет снижения затрат на эксплуатацию, уменьшения потерь тепла и теплоносителей при транспортировке к потребителю и высокого уровня автоматизации.
Важно, что за счет реализации проекта повышения энергоэффективности тепловых источников, происходит обновление изношенных и выработавших свой потенциал подводящих сетей на территории округа.
Так, для того, чтобы Корпорация могла устанавливать качественное современное оборудование, сокращая потери при поставках тепловой энергии, Органами местного самоуправления за счет областного бюджета производится строительство (модернизация) тепловых сетей и подводящих инженерных коммуникаций (газ, вода, электроэнергия).
С 2011 года в Челябинской области работает программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства.
В феврале 2012 года на сайте Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области был размещен перечень из 137 неэффективных котельных, подлежащих модернизации за счет инвесторов.
Между Корпорацией Развития и Правительством Челябинской области подписано соглашение о взаимодействии по реализации проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» в части повышения энергоэффективности тепловых источников на территории Челябинской области.
Проект предполагает модернизацию тепловых источников (котельных) на базе современных энергосберегающих технологий.
На территории Челябинской области ООО «Эффективная теплоэнергетика» построены тринадцать блочных модульных газовых котельных суммарной мощностью 19,5 МВт.
Состав проекта:
Оператор проекта – ООО «Эффективная теплоэнергетика».
Участники проекта:
АО «Корпорация Развития»
Правительство Челябинской области
Сроки окупаемости объектов в среднем варьируются от 4 до 6 лет.
За период с 2012 по 2017 год количество неэффективных котельных в Челябинской области, подлежащих модернизации снизилось до 56.
1. Значимость
Геологи утверждают, что кварц – это чуть ли не самый распространенный минерал в земной коре. Кварц является основой большинства передовых технологий. Без него невозможно представить авиационную, космическую, электротехническую, радиоэлектронную и полупроводниковую отрасли. Особо чистый кварц используется в перспективной солнечной энергетике, оптической и светотехнической промышленности, а также наноиндустрии.
Однако производство особо чистого кварца в России развито крайне плохо. До определенного времени в мире не удавалось найти достаточно большие промышленные месторождения кварца. Существовало всего одно месторождение – «Спруспайм» в Северной Каролине, которое снабжало глобальную экономику высокочистым кварцем.
Это кварцевое сырье используют сейчас две компании, обеспечивающие мировой рынок концентратом на 95%. Впереди планеты всей в данном вопросе оказалась американская компания Unimin, являющаяся в настоящее время одновременно и эталоном по производству особо чистого кварцевого концентрата, и монополистом данного рынка.
Но, как выяснилось в конце 90-х – начале 2000-х, полярные уральские месторождения обладают свойствами, не уступающими по качеству кварцу с известного американского месторождения. То есть из них, при относительно невысоких затратах, сопоставимых с затратами американской компании, можно произвести высокочистый кварц. Если это будет сделано, для России будет открыта прямая дорога на глобальный рынок, где существует только одна компания и есть масса потребителей.
Сегодня производство кварцевого концентрата организуется и в России. В Уральском федеральном округе уже начата реализация проекта «Полярный кварц».
Цель проекта – создание на территории Уральского федерального округа уникального для России производства высокочистых кварцевых концентратов.
Продуктами производства будут являться кварцевые концентраты и порошки, используемые для наплава кварцевых стекол, применяемых в электронной, оптической, светотехнической, химической отраслях промышленности, а также в производстве поликристаллического кремния для солнечной энергетики. Запланированные к выпуску сорта кварцевых концентратов сопоставимы с продукцией мирового лидера рынка – компании Unimin (США).
Преимущества проекта:
2. Резюме проекта
Проект «Полярный кварц» инициирован Ханты-Мансийским автономным округом – Югрой в 1998 году.
Администрацией ХМАО-Югра и компанией ЗАО «Алан» был подписан Протокол о намерениях, согласно которому «Алан» должно была провести технологические испытания пробы кварца с целью создания оптимальной технологической экономической схемы обогащения кварца. В случае успешного испытания и получения положительного отзыва о качестве продукции потенциальными потребителями, стороны договорились на основе совместного владения построить завод, выпускающий кварцевый концентрат. Протокол определил всю последующую стратегию развития проекта.
В течение трех лет шла разработка технологии обогащения высокочистого кварца. Исследования проводились в США в лабораториях Quartz Technology Inc (штат Нью — Джерси) и MRL Государственного Университета Северной Каролины.
В 2000 году, после представления результатов деятельности Губернатору ХМАО-Югра, правительством округа было принято решение о создании Государственного унитарного предприятия «Полярный кварц». Проект получил постоянную поддержку со стороны Правительства ХМАО-Югра (строительство дороги Саранпауль — Неройка, строительство пристани в пос. Саранпауль, передача лицензии на ГУП «Полярный Кварц» и проч.).
04 декабря 2003 года ГУП «Полярный кварц» был преобразовано в ОАО «Полярный кварц».
В 2003 году заложен первый камень в основание обогатительной фабрики в г.Нягань и начато строительство цеха дробления и фотометрического обогащения в Усть-Пуйве.
На месторождении Додо начаты вскрышные работы и промышленная добыча кварца. Добытое сырье поставляется для дальнейшей переработки в Усть-Пуйву и в Кыштымский ГОК.
В целях привлечения финансового инвестора в 2010 году была создана специальная проектная компания – ООО «Полярный кварц».
В 2011 году проектная компания начала работать по договору заказчика-застройщика с ОАО «Полярный кварц» по осуществлению строительно-монтажных работ на площадках в Усть-Пуйве и Нягани, а также по организации и проведению пуско-наладочных работ на заводах.
Летом 2012 г. был начат плановый поэтапный ввод производственных мощностей: летом в тестовом режиме запущена производственная площадка на Усть-Пуйве; осенью в тестовом режиме запущена технологическая линия цеха механического обогащения кварца в Нягани (первая очередь).
Вторая очередь завода в городе Нягань, обеспечивающая финальные переделы продукции, при условии привлечения финансирования в необходимом объеме находится в стадии строительства.
После завершения строительства в течение трех лет завод планируется вывести на проектную мощность – выпуск до 10 тыс. т кварцевой продукции в год.
В настоящее время проект реализуется при участии АО «Корпорация Развития», которое с августа 2012 г. является владельцем 99,99% акций компании ОАО «Полярный кварц».
3. Характеристики проекта
Состав проекта «Полярный кварц»:
Объекты проекта |
Характеристика |
Неройская группа месторождений | 1-вый этап. Добыча кварца.ОАО «Полярный кварц» владеет лицензиями на известные месторождения особо чистого кварца Приполярного Урала — Додо, Нестер-Шор и Хусь-Ойка. Эти месторождения, разведанные в 70-80 годах прошлого века, всегда считались одними из лучших в России.
Месторождение Додо, известное во всем мире как месторождение горного хрусталя и прозрачного жильного кварца, представлено многочисленными крутопадающими гидротермальными безрудными кварцевыми жилами, группирующимися в жильные зоны. Размеры кварцевых жил по простиранию от 20-30 до 70-100м, по падению до 35м при мощности от 2-3 до 10-15м. Жилы сложены более чем на 95% прозрачным метаморфизованным и полупрозрачным перекристаллизованным кварцем, в котором встречаются ксенолиты вмещающих пород, а также в небольших (менее 1%) количествах сопутствующие минералы — хлорит, серицит, мусковит, биотит, кальцит, апатит, ильменит, титанит и др. Месторождение Нестер-Шор представлено несколькими полого залегающими кварцевыми жилами, сложенными на две трети крупнозернистым гранулированным кварцем и на одну треть -прозрачным стекловидным кварцем. Размер наиболее крупной из них до 215 м по простиранию, 80 м по падению при мощности до 10 м. Жилы практически мономинеральны — лишь в очень небольших (менее 1%) количествах присутствуют мусковит, хлорит, биотит, пирит, кальцит,апатит. Месторождение Хусь-Ойка представлено двумя крупными кулисообразно расположенными крутопадающими кварцевыми жилами, одна из которых выходит на дневную поверхность и детально разведана, а другая осталась недостаточно изученной. Размер разведанной жилы по простиранию 140 м, по падению 75 м, мощность тела достигает 15м. Жила сложена на две трети прозрачным стекловидным метаморфизованным кварцем и на одну треть — крупнозернистым гранулированным кварцем. Из минеральных примесей здесь отмечены в небольших количествах биотит, хлорит, мусковит, кальцит, апатит, титанит, ильменит, сфалерит, пирит и др. Горный участок «Неройка» находится на правом берегу р. Щекурья в её верховьях у восточного подножья горы Неройка – одной из вершин Приполярного Урала. Горный участок обеспечивает добычу кварцсодержащего сырья с месторождения «До-До», «Нестер-Шор» и «Хусь-Ойка» для перерабатывающих предприятий ОАО «Полярный кварц». |
Комплекс Усть-Пуйва (пос.Усть-Пуйва) | 2-ой этап. Дробление.Дробильно-обогатительный комплекс Усть-Пуйва расположен в 35 км к юго-востоку от горного участка «Неройка», в устье правого притока р. Щекурья – р. Пуйва.
Ближайший населённый пункт находится в 58 км восточнее, на правом берегу р. Ляпин. Комплекс Усть-Пуйва сдан в постоянную эксплуатацию и выведён на проектную мощность в четвёртом квартале 2007 г. Комплекс Усть-Пуйва обеспечивает: 1. первичное дробление, 2. грохочение, 3. промывку, 4. фотометрическую сепарацию, 5. упаковку кварцсодержащего сырья, добытого на горном участке «Неройка» в «биг-беги».
|
Дробильно-обогатительный комплекс (г.Нягань) | 3-тий этап. Завод механического и химического обогащения.В г. Нягань расположен дробильно-обогатительный комплекс по переработке кварцсодержащего сырья, поставляемого с комплекса Усть-Пуйва.
Этот объект будет осуществлять вторичную переработку кварцсодержащего сырья и включает в себя 2 очереди: 1.механическое обогащение (кварц доводят до состояния песка) 2.химическое обогащение (с использованием специальных технологий и кварца-песка производится пудра) В технологии переработки на этом комплексе заложены такие процессы, как: 1. сушка материала в инфракрасной сушилке, 2. дробление, 3. измельчение, 4. тонкое грохочение, 5. магнитная сепарация, 6. сухая воздушная классификация. Продукция комплекса является сырьём для полного цикла химического обогащения, которое планируется внедрить в Комплексе г.Нягани. |